Эти
две большие рыбы, пытающиеся заглотить друг друга, - архипелаг
островов, находящийся в Венецианской лагуне в 4 километрах от материка и
в 2 км от Адриатики.
Всего островов 118. Они изрезаны густой сетью каналов числом 169. Но только самые большие из них (такие как Гранд Канал,
Джудекка, Каннареджо) называются каналами (хотя по сути ими не
являются, а представляют собой естественные протоки между островами).
Все остальные (каналы по сути) называются rio.
До 1846 года Венеция оставалась городом-островом, отделенным от материка водами Лагуны. Но железнодорожный мост Свободы, длиной в четыре с половиной километра, соединил Венецию с большой землей и открыл новую страницу в туристической истории города.
Если еще раз взглянуть на карту, то можно заметить, что между двумя рыбами находится S-образный зазор - это самый длинный канал Венеции - Гранд Канад (Canal Grande). По
обе стороны от него лежат 6 районов города (три - с одной стороны и три
- с другой), сложившиеся еще в средние века. У каждого района своя
история, свои достопримечательности и особая атмосфера.
Справа от Гранд Канала (в отвисшей нижней челюсти большой рыбы) находится центральный район
Венеции -
Сан-Марко (San Marco). Это сердце города и вожделенная цель всех туристов.
Канал Каннареджо
По
той же стороне, севернее (в рыбьем загривке) — район Каннареджо
(Cannaregio). Это самая населенная часть Венеции и то же время - один из
самых пустынных и тихих районов Венеции, т.к. лежит он вдалеке от
главных туристических троп. Основные достопримечательности Каннареджо -
готическая церковь Мадонна делл'Орто и еврейское гетто.
По
правой же стороне от Большого Канала (в хвосте большой рыбы) лежит
район Кастелло (Castello), где находится знаменитый Арсенал, на котором
ковалась морская слава Венецианской республики.
Слева
от Большого канала (в верхней челюсти малой рыбы) — два тесно
переплетенных (даже местные не могут определить точную границу между
ними) центральных района: Сан-Поло (San Polo) и Санта-Кроче (Santa
Croce). Это торговый и банковский центр Венеции. Достопримечательности -
знаменитый мост Риальто, не менее знаменитый рыбный рынок и множество
древних церквей с шедеврами знаменитых венецианских художников
(например, монастырский комплекс Фрари и скуола Сан-Рокко с образцами
страстной живописи Тициана и Тинторетто).
По эту же сторону Гранд Канала, южнее находится район искусств и универсистета - Дорсодуро.
Один из трех мостов, перекинутых через Большой канал, - Мост Академия. Он ведет к зданию художественной галереи Академия.
Конец рыбьей челюсти венчает величественная церковь Санта Мария Салюте.
На карте хорошо видно, что двух рыб в водах лагуны сопровождают несколько небольших дрейфующих острова.
Самый
длинный и неширокий - остров Лидо (Lido). Он отделяет Венецианскую
Лагуну от Адриатического моря. Лидо - место шикарных пляжей, современных
отелей и ежегодно проводимого международного кинофестиваля.
Второй
по величине - остров Джудекка (Guidecca). Он находится между Лидо и
районом Дорсодуро, от которого его отделяет широкий канал Джудекка.
Этот остров - одно из самых зеленых мест города, где есть настоящие сады.
Рядом
с ним небольшой остров Сан-Джорджо (San Giorgio), на котором находится
бывший бенедектинский монастырь и великолепный храм Палладио. Вид,
который открывается на остров со стороны площади Сан-Марко, - самый
растиражированный (его особенно любят фотографировать туристы и
путешественники со всего мира), но от этого не менее прекрасный.
Дальше в лагуне находятся три небольших острова: Мурано (Murano) - родина венецианского стекла.
Бурано (Burano) - остров рыбаков и кружевниц.
Торчелло (Torcello) - древний центр лагунной цивилизации.
Сан-Микеле
- остров мертвых, единственное венецианское кладбище, на котором
покоятся и наши знаменитые соотечественники: Игорь Стравинский, Сергей
Дягилев, Иосиф Бродский.
Острова
Лагуны отличаются слабым и илистым грунтом, не были приспособленным для
строительства. Поэтому прежде чем возвести здание, его укрепляли
деревянными сваями, забитыми на глубину от 3 до 10 м. Располагали их
густым частоколом, а поверх укладывали платформы из соединенных между
собой дубовых и лиственничных бревен, и только на них - каменные
фундаменты. Знаменитая церковь Санта Мария делла Салюте, например,
покоится на более чем миллионе дубовых, ольховых и лиственничных свай. В
общей же сложности на фундаменты Венеции были изведены целые леса
Далмации.
Путешествовать в
Венеции можно не только
по воде. Здесь есть улицы, как в обычных европейских городах, набережные
и даже площади. Хотя, конечно, сухопутная Венеция значительно уступает
Венеции морской. Сто восемнадцать островов, на которых стоит город,
изрезаны густой сетью каналов, поэтому при обилии воды здесь остро
ощущается дефицит суши. Отсюда и плотность застройки: в Венеции нет
широких улиц и просторных площадей. Самая большая площадь – Сан-Марко, самая широкая
"улица”- Гранд-Канал.
Остальные отличаются друг от друга степенью миниатюрности. Улицы,
ширина которых позволяет свободно разойтись только двум пешеходам,
называются calle, ruga, или ramo. Крытые улицы (переход под гланым залом
дворца), более всего напоминающие коммунальный коридор, – sottoportego.
Те, что получаются, когда засыпают землей небольшие каналы – rio
(например, rio Гарибальди в восточной Венеции с бесчисленными барами,
ресторанами, магазинами и прилавками прямо на улице, где по утрам
торгуют фруктами). Те небольшие каналы, которые заполнены водой, также называют rio.
Более широкие улицы - salizada (так в средние века называли первые мощеные улицы). Широкая улица называется via (дорога).
Есть
еще улицы, которые называют Lista. Когда-то они представляли собой
участок перед дворцом посла, на который распространялась дипломатическая
неприкосновенность. Такой участок отмечался белыми камнями, которые и
назывались liste.
Strada, так обычно называют улицы в Италии, в Венеции только одна — пробитая в конце XIX века Страда-Нова (Strada Nova).
Набережные
в Венеции подразделяются на fondamenta и riva. Первые - одновременно
служат каменным фундаментом домов. Вторые - естественный широкий берег,
например, главный променад Венеции - Рива-дельи-Скьявони (Славянская
набережная).
Фондаменте Нуове
Площади
также различаются по своим размерам: совсем маленькие – corti,
небольшиe – campielli, побольше - campo, что значит - поле: в прошлом
немощеный пустырь, поросший травой. Кампо обычно именуется по стоящей на
нем церкви.
Сегодня
на них можно найти одно-два кафе, антикварный магазин, аптеку (от campo
и campielli следует отличать сorte - двор, который имеет только один
или два выхода; на нем нет ни церкви, ни кафе, ни рынка).
Эти
площади окутаны тишиной и безлюдны, как, впрочем, и вся та Венеция, что
раскинулась вдали от основных достопримечательностей. Только Сан-Марко велика и оживленна и поэтому она – piazza. Есть еще piazzetta – так называют пространство между Сан-Марко и берегом.
Если площадь называется пишина (piscina, «бассейн»), то это означает, что под ней лежит засыпанный кусок канала.
Ориентироваться
в Венеции не просто, потеряться – не страшно. И все же следует
придерживаться некоторых правил. Во-первых, путешественнику нужно
помнить, что здесь не существует направления "ни прямо, ни влево, ни
вправо, а только одно – вбок”. Даже стрелки заботливо развешенных
указателей ”Сан-Марко”, "Риальто”, "Вокзал”, ”Пьяццале Рома” имеют
изогнутую форму. И поэтому, оказавшись в запутанном лабиринте
Венецианских улиц, через некоторое время начинаешь понимать, что
блуждаешь по одним и тем же calle мимо одних и тех же кафе и
ресторанчиков.
Причина, как пишет Иосиф Бродский в своем эссе
"Набережная неисцелимых" - " в местной топографии, в улицах, узких,
вьющихся, как угорь, приводящих тебя в камбале сampo с собором
посередине, который оброс ракушками святых и чьи купола сродни медузам.
Куда бы ты, уходя здесь из дому, ни направился, ты заблудишься в этих
длинных витках улиц и переулков, манящих узнать их насквозь, пройти до
неуловимого конца, обыкновенно приводящего к воде, так что его даже не
назовешь тупиком".
Чтобы хорошо ориентироваться в клубке венецианских
улиц, нужно иметь "врожденный инстинкт направления, присущий кошкам и
перелетным птицам”. Если его нет, можно перемещаться с помощью карты или
используя компас. Но стоит поддаться искушению и заглянуть за ближайший
поворот в поисках нового вида, как нужное направление оказывается тут
же утраченным, потому что за этим видом открывается другой, лучше
прежнего.
Некоторым путешественникам удается следовать подробным
описаниям какого-нибудь путеводителя, например: «сверните налево после
Понте Деи Пердути, пройдите вдоль кале, затем направо – на второй мост
через рио, сверните еще раз направо и идите в сторону Сан-Антонио”. Если
и это не помогает, можно обратиться за помощью к местным жителям, но " и
в юрких взмахах руки туземца, у которого ты спросил дорогу, глаз,
отвлекаясь от треска "A destra, a sinistra, dritto, dritto", легко
узнает рыбу".
Но уж чего точно не стоит делать, так это пытаться
ориентироваться по нумерации домов. Например, о чем может поведать
непосвященному такой адрес "Дорсодуро, 2145"? Оказывается, он включает
название района и порядковый номер здания, которых в данном районе может
быть несколько тысяч. И нет никакой привязки к улицам или каналам.
Такого нет нигде в Европе!
И все же, Венеция – город маленький: чтобы
его пересечь в любом направлении, достаточно часа, поэтому потеряться
здесь не страшно. Более того, если оставить в стороне многолюдные
кварталы и оказаться один на один с этим городом, то блуждания по его
улочкам могут превратиться в одно из самых увлекательных приключений.
Особенно
впечатляющими могут оказаться вечерние прогулки по городу. Майкл
Дибдин, известный знаток Венеции, советует: "Едва стемнеет, выходите из
гостиницы... сворачивайте на втором перекрестке направо, затем третий
поворот налево – и позвольте себе заблудиться. Венеция – один из самых
безопасных городов мира, и рано или поздно вы наткнетесь на какой-нибудь
ночной вапоретто,
которые курсируют круглые сутки. Взойдите на борт, посмотрите на город с
воды, а потом постарайтесь пешком отыскать дорогу обратно. Вы в
буквальном смысле останетесь с городом один на один – самая большая
роскошь, которую он может вам предложить...»
Через день или два таких
блужданий вы уже сможете более менее ориентироваться в Венеции, но для
того, чтобы научиться ходьбе по кальи (”по подкладке”) – т.е. кротчайшим
путем, срезая углы, ныряя в арки и сочетая вапоретто с трагетто, как это делают местные жители, нужно, вероятно, в Венеции родиться.