22 июня 1941 года была открыта одна из самых драматических страниц в
истории Беларуси - началась Великая Отечественная война, унесшая жизни
почти трети белорусов. Они гибли на фронтах, в плену, в партизанских
отрядах, но, самое страшное, они гибли в ходе бесчеловечных карательных
операций, проводимых фашистами на оккупированной территории.
Трагичность этого усугубляется еще и тем, что главными жертвами
карателей становились дети, женщины и старики.
За три года оккупации фашисты уничтожили в Беларуси 9200 населенных пунктов, причем 5295 из них - со всем или частью населения. 511 населенных пунктов так и не возродились после войны.
Символом всех сожженных гитлеровцами белорусских деревень стала Хатынь.
Последним днем этой деревни, находившейся немногим более чем в
полусотне километров от Минска, стало 22 марта 1943 года. Утром этого
дня в 6 км от Хатыни партизаны отряда «Мститель» обстреляли
колону машин 118 полицейского батальона гитлеровцев. Во время этой
атаки был убит командир одной из рот этого батальона гауптман Ганс
Вельке, который, кстати, в 1936 году стал первым немцем, завоевавшим
олимпийское золото в легкой атлетике.
После атаки партизаны отступили в сторону Хатыни, а фашисты, посчитав
свои силы недостаточными, чтобы преследовать их, вызвали подкрепление -
батальон СС, размещавшийся в Плещеницах. Пока каратели добирались до
места, выжившие после нападения партизан полицаи задержали и
расстреляли группу местных жителей - лесорубов, работавших неподалеку.
До Хатыни гитлеровцы добрались к вечеру 22 марта. Особо не разбираясь в
обстоятельствах, они выгнали всех жителей деревни из домов, собрали
всех в сарае, который, обложив соломой и облив бензином, подожгли.
Убежать удалось только троим детям - Володе Яскевичу, его сестре Соне и
Саше Желобковичу.
Из горящего сарая удалось выбраться еще двум девушкам: Марии Федорович
и Юлии Климович. Но судьба не проявила благосклонности к ним - они
погибли вместе с подобравшими их жителями деревни Хворостени, которая
вскоре также была сожжена фашистами.
Из детей, находившихся в сарае, чудом удалось выжить только двоим -
семилетнему Виктору Желобковичу и двенадцатилетнему Антону
Барановскому. Из взрослых спасся только один - 56-летний деревенский
кузнец Иосиф Каминский. Он пришел в себя поздней ночью, когда каратели
покинули уничтоженную деревню. Среди тел погибших односельчан он нашел
своего смертельно раненного в живот сына, который вскоре умер на руках
у отца.
В огне Хатыни погибли 149 жителей деревни, 75 из которых - дети до 16 лет. Самому младшему из них только исполнился год.
В 1966 году ЦК КПБ принял решение увековечить память всех невинно
погибших во время оккупации белорусов. Так появился проект
мемориального комплекса «Хатынь». В конкурсе, объявленном в
марте 1967 года, победил коллектив архитекторов Ю. Градова, В.
Занковича, Л. Левина и скульптора, народного художника БССР, С.
Селиханова.
Как вспоминает архитектор Леонид Левин, идея мемориального комплекса
рождалась постепенно. Изначально были придуманы венцы срубов на месте
бывших домов, обелиски в виде печных труб. Позже родилась идея
колоколов Хатыни, которые издают траурный звон от малейшего дуновения
ветра.
Впрочем,
колоколов могло и не быть. ЦК КПБ был категорически против этого
элемента мемориального комплекса. Однако эту идею архитекторов
поддержал руководитель республики - первый секретарь коммунистической
партии Беларуси Петр Машеров.
В судьбу мемориального комплекса пыталась вмешаться и министр культуры
СССР Екатерина Фурцева, вошедшая в историю заявлением о том, что в СССР
секса нет. Говорят, ей очень не нравился памятник, установленный в
Хатыни - изможденный старик с телом погибшего сына на руках, прообразом
которого стал выживший житель деревни Иосиф Каминский. Министру
казалось, что этот образ не вписывается в рамки социалистического
реализма, и поэтому она вообще предлагала снести весь комплекс. Его
отстояли Петр Машеров и кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Петр
Демичев.
В 1970 году архитекторы мемориального комплекса и скульптор стали лауреатами Ленинской премии.
Сейчас мемориальный комплекс «Хатынь» включен в государственный список историко-культурного наследия.
Мемориальный комплекс ”Хатынь” - мемориал в память
сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой
Отечественной войны и огромного вклада белорусского народа, принесшего
неисчислимые жертвы во имя победы. Авторы - коллектив архитекторов: Ю.
Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор народный художник БССР С.
Селиханов. Строить мемориал помогала вся страна. Гранит был привезен с
карьеров Украины, белый мрамор из России. Торжественное открытие
мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969г.
Комплекс занимает площадь около 50 га. В
центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая
скульптура «Непокорённый человек» с мёртвым ребенком на руках. Рядом
сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были
сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора — Венец
памяти. На нём — наказ погибших живым:
« Люди добрые, помните:
любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие.
Мы сгорели живыми в огне.
Наша просьба ко всем:
пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу,
чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.
Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»
На обратной стороне Венца памяти — ответ живых погибшим:
« Родные вы наши.
Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились
фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя
любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет. Память о вас в
народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!»
Бывшая улица деревни выложена серыми, под
цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли
дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и
столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём. Перед
каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, как символ
гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках — бронзовые
таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого
обелиска — печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно
каждые 30 секунд.
На территории комплекса находится
единственное в мире «Кладбище деревень» — 185 могил, каждая из которых
символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых
вместе с населением. Могила каждой деревни представляет собой
символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде
языка пламени — символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне
хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название
района, в котором стояла деревня.
Ещё один мемориальный элемент комплекса —
«символические деревья жизни», на ветвях которых в алфавитном порядке
перечислены названия 433 белорусских деревень, которые были уничтожены
фашистами вместе с жителями, но восстановлены после войны.
Мемориальный элемент «Стена памяти»
включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и
мест массового уничтожения людей на территории Беларуси.
На территории мемориала также находится мемориальный элемент «Вечный
огонь» На квадратном траурном постаменте в трёх углах расположены три
берёзки. Вместо четвёртой горит вечный огонь — в память о каждом
четвертом погибшем жителе Белоруссии.
Мемориальный комплекс «Хатынь» включён в государственный список историко-культурного наследия.
Хатыньская трагедия произошло 22 марта
1943 года. Утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна
автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер.
Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Все
население — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в
колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных,
стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Единственный
взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец
Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно
ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще
один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного
сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он
скончался на руках у отца.Этот трагический момент из жизни Иосифа
Каминского положен в основу создания единственной скульптуры
мемориального комплекса «Хатынь»— «Непокоренный человек».
Государственный мемориальный комплекс
«Хатынь» открыт для посетителей круглосуточно. Фотодокументальная
экспозиция открыта с 10.00 до 16.30.
Выходной — понедельник.
.
Источник: http://belarustourism.by |